воскресенье, 16 февраля 2014 г.

Семинар учителей русского языка и литературы

14 февраля 2014 года в МБОУ гимназии № 25 г. Ставрополя состоялся Краевой семинар «Роль сообщества учителей литературы и русского языка в решении актуальных вопросов в новых условиях современной школы». В работе семинара приняли участие активные представители учительства Ставропольского края, педагоги клуба «Содружество» – победители краевого финала конкурса «Учитель года России», преподаватели СКИРО ПК и ПРО, СКФУ, СГПИ, представители ассоциации по защите русского языка и других общественных организаций.

Перед участниками семинара выступила Член Координационного совета Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей русского языка и литературы», председатель регионального отделения, учитель русского языка и литературы МБОУ гимназии №25 г. Ставрополя Е.В. Лагутина. Елена Владимировна отметила, что Ассоциация имеет все основания стать той самой консолидирующей силой, которая позволит восстановить позиции русского языка и литературы в образовательном процессе и внесет существенный вклад в повышение статуса учителя-словесника. 

Вслед за участниками учредительного съезда Ассоциации, прошедшего в ноябре 2013 года в Москве, она констатировала тот факт, что речевая культура современной молодежи находится на критическом уровне и требуется принятие незамедлительных решений и мер по изменению ситуации. Вызывают тревогу низкие результаты России в международном исследовании PISA: по качеству чтения и пониманию текста российские школьники заняли 41-е место, хотя еще недавно были на 27-м. В связи с этим уменьшение количества часов на изучение русского языка и литературы становится вопросом государственной безопасности. Авторитет учителей словесности в российских школах сегодня довольно низок. Обучать русскому языку и литературе становится сложнее в эпоху Интернета, откуда информацию можно почерпнуть быстро, но зачастую усваивается она плохо. Разрушение единого образовательного пространства, разрозненность в профессиональной деятельности словесников, утрата единого понимания целей и задач школьного филологического образования – вот главные проблемы учителей-словесников. Преодоление всех этих тенденций – первостепенная задача содружества учителей русского языка и литературы.

В своем выступлении Лагутина Е.В. подробно рассказала о планах созданной общественной организации и пригласила всех участников семинара к активному участию в работе Ассоциации, в ближайших планах которой:
- Всероссийская акция ко Дню русского языка «Страна грамотных людей»
- Общероссийская гуманитарная проектная олимпиада школьников по русскому языку, литературе, истории и МХК (в рамках года Культуры в России).
- Всероссийский конкурс школьных сочинений, посвященный 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова «Люблю Отчизну я…»
- Круглый стол – мастерская в режиме вебинара «Технология разработки рабочих программ по русскому языку и литературе в процессе перехода на ФГОС»
- Межрегиональный научно-практический семинар «Повышение квалификации учителя русского языка и литературы в новых условиях деятельности школы»
- Выездное расширенное заседание КС Ассоциации «Чтение классное и внеклассное или пути и технологии формирования читателя» и другие мероприятия.

На семинаре был определен рабочий президиум регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка» Ставропольского края и план работы регионального отделения в соответствии с целями организации по решению актуальных проблем преподавания русского языка и литературы в школе.

В семинаре приняли участие представители высшей школы. Доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русского языка СКФУ Ходус В.П. поднял проблему эстетики языка, а кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы СГПИ Малыгина И.Ю., участник Российского литературного собрания, рассказала об обсуждаемых проблемах преподавания литературы в школе. В частности, речь зашла о об изменениях в формах итоговой аттестации по литературе в 11 классе, отражённых в Федеральном государственном образовательном стандарте. Независимая итоговая аттестация требует создания надёжной критериальной базы, обеспечивающей объективность оценки, понятной учащимся, родителям, учителям. Важно определиться и с видами сочинений.

В работе семинара принял участие В.Н. Соколов-Лермонтов, который затронул тему восприятия личности и творчества М.Ю. Лермонтова в современном обществе. Участниками семинара было решено спланировать мероприятия, посвящённые празднованию 200-летию М.Ю. Лермонтова, организовать взаимодействие регионального отделения ООО АССУЛ Ставропольского края с общественными и профессиональными организациями, использовать возможности культурной среды в воспитательно-образовательном процессе, бороться за чистоту русского языка, умело перестраивать уроки, добиваться их эффективности в быстро меняющемся мире, организовать совместно с родителями, библиотекарями работу по повышению читательской грамотности.


Хочется надеяться на то, что созданное общественное объединение превратится в настоящее общественное движение, нацеленное на возрождение ценностного отношения к русскому языку и литературе как великому национальному достоянию России, одной из «духовных скреп» российского народа.

Салова Л.И., руководитель МО учителей русского языка и литературы

Комментариев нет:

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...