пятница, 26 апреля 2013 г.

Советы психолога выпускникам


Уважаемые выпускники!

Предэкзаменационная и экзаменационная ситуации оказывают сильнейшее влияние на состояние организма и психики школьника. Я согласна со своими коллегами, которые единодушно относят экзамен к разряду стрессоров, то есть факторов, оказывающих на человека сильное психологическое давление и усложняющих функционирование организма и психики.
С целью выяснения того, как вы, дорогие наши выпускники, переживаете этот период, мною была проведена диагностика вашей тревожности - эмоционального напряжения и уровня психологической готовности к предстоящим испытаниям. Предлагаю вашему вниманию некоторые результаты:
1. Степень эмоционального напряжения:
33 % - высокая, 56% - средняя, совершенно спокойны – 11%
2. Уверенность перед экзаменами:
23% (9кл.) и 29% (11 кл.) - уверенны в своих силах, остальные же в той или иной степени сомневаются в успешности сдачи экзаменов
3. Степень психологической готовности к предстоящим испытаниям:
12% учащихся 9-11-х классов - высокая, 88% выпускников нуждаются в поддержке со стороны окружающих, а 25% из них нуждаются в помощи и поддержке психолога;

По результатам диагностических обследований и данных консультативной работы, мною выявлены наиболее вероятные причины возникновения эмоционального напряжения:
1) индивидуально-личностные особенности: эмоциональная чувствительность и гипервосприимчивость, болезненная и продолжительная переживательность, неуверенность, разбалансировка эмоционального равновесия и некоторые другие,
2) несоответствие между завышенными требованиями (ожиданиями) родителей, педагогов и возможностями ребенка, в результате чего его постоянно преследует внутренний эмоциональный дискомфорт, который вызывает тревогу и страх не соответствовать ожиданиям окружающих.
3) исследования и опыт показывают: вероятность наличия высокой тревожности у детей значительно повышается, если этому подвержен хотя бы один из родителей, который невольно передает эту особенность в процессе взаимодействия с ребенком с раннего возраста.
4) наличие подобных проявлений усугубляется чрезмерной, неоправданной строгостью, а порой, несправедливостью и постоянно повышенным тоном учителя, его непредсказуемостью и перепадами в настроении. Нередко подобные поведенческие реакции учителя продиктованы отношением учеников к предмету, их ленью, вседозволенностью, отсутствием дисциплинированности и низким уровнем воспитанности.

Все эти факторы в большинстве случаев вызывают острое чувство неуверенности, беспокойства, тревоги, страха, то есть целый комплекс отрицательных эмоций. Если не корректировать тревожные состояния, то они современем приобретают устойчивую форму, негативно сказываются на здоровье и усложняют жизнь.
Процесс сдачи экзаменов вызывает сдвиги во всех системах организма и психики. Эти изменения не проходят и после получения экзаменационной оценки.

* Как нейтрализовать подобные состояния, научиться противостоять стрессовым ситуациям и справляться с собственным волнением?
* Как более рационально распределить оставшееся время? Освоить приемы ускоренного запоминания и уверенным шагом продвигаться к успешности?

На эти и многие другие вопросы вы сможете получить ответы в процессе работы с психологом, в т. ч. со школьным. Запись на консультацию по тел. 47-15-40.

Психологические рекомендации:

* для того чтобы в кризисной ситуации не терять головы, необходимо при подготовке к ней не ставить перед собой сверхзадач для достижения сверхцелей;
* не стоит дожидаться, пока ситуация станет катастрофической, готовиться к ней лучше заблаговременно и в состоянии относительного покоя и сосредоточенности;
* составить план подготовки;
* начните с самого трудного, с того раздела, который знаете хуже всего. Но если трудно "раскачаться", можно начать с того материала, который вам больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдёте в рабочий ритм, и дело пойдет;
* не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.
* чередуйте умственную деятельность с физической, смена видов работы – лучший отдых;
* не отказывайтесь от полноценного здорового питания, такие продукты, как рыба, творог, орехи, шоколад, мед, курага и др. стимулируют работу головного мозга.
* не пренебрегайте ночным сном (8-9 часов) и прогулками на свежем воздухе;
* немало вреда может нанести и попытка сосредоточиться над учебниками в одной комнате с работающим телевизором;
* готовясь к экзаменам, никогда не думайте о том, что не справитесь с заданием, а напротив, мысленно рисуйте себе картину триумфа, настраивайте себя на успех, не забывайте, что мысль материальна.

УДАЧИ ВАМ!!!

Яковенко С.В., психолог (47-15-40)

Комментариев нет:

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...